Среда, 17.10.2018, 09:26
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Лузинская СОШ №1"

Электронная приёмная
Прием в 1 класс
Конкурсы

НСУР

Концептуальные предложения формирования НСУР (Национальная система учительского роста)

  • создать систему стимулов для профессионального роста  учителей на основе общефедеральной (объективной и  независимой) оценки уровня необходимой квалификации  учителей;
  • установить единые для Российской Федерации требования к  уровневому профессиональному квалификационному испытанию  (аттестации);
  • создать систему учительских должностей как государственный  механизм карьерного роста учителя без ухода из профессии,  подготовив соответствующие изменения (новую редакцию)  Профессионального стандарта педагога.

Национальная система учительского роста как стратегический ориентир системы методической работы в школе

Построение системы методической работы в новой школе необходимо начать с определения стартовых показателей по кадровому потенциалу. В данной работе наиболее эффективной будет работа с документацией (личные дела и трудовые книжки педагогов), анкетирование педагогов, наблюдение и мониторинг.

Когда будет проведена оперативная оценка персонала, необходимо организовать изучение индивидуального педагогического стиля учителя через посещение уроков. Важно провести анализ уроков по единой разработанной карте оценки урока, посетив не менее 3 уроков педагога.

После проведения оперативной оценки персонала (срок – не более 2х месяцев) и получения необходимых статистических (категория, стаж, образование, награды и т.п.) и нестатистических данных (индивидуальный педагогический стиль учителя) необходимо начать разработку Программы профессионального развития педагогов –  документа, позволяющего определить стратегические цели в области обучения и развития персонала, запланировать ряд тактических действий по достижению поставленных целей, определить планируемые показатели по кадровому потенциалу.

При разработке Программы профессионального развития педагогов важно учитывать политику Российской Федерации в области образования, в частности, в области развития профессиональных компетентностей педагогов.

Требования к профессиональным компетенциям педагогов указаны в таких документах, как «Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО; «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Однако стратегическим ориентиром для планирования методической работы с педагогами являетсяНациональная система учительского роста (НСУР).

Знакомство с материалами, освещающими введение НСУР, позволяет определить основные направления методической работы с педагогами в рамках реализации Программы профессионального развития, а именно (см. таблицу №1):

Таблица №1

Новая модель аттестации педагогов в соответствии с НСУР

Идеи для организации системы методической работы с педагогами школы

  1.  

Образовательные программы (реализация – учитель; проектирование и реализация – старший учитель; управление проектированием и реализацией образовательных программ – ведущий учитель)

Анализ качества спроектированных педагогами школы программ по учебному предмету, курсу, модулю позволит провести внутреннюю дифференциацию и организовать систему наставничества и консультирования, систему постоянно действующих обучающих семинаров по проектированию образовательных программ.

В то же время необходимо разработать внутреннюю систему оценки качества (ВСОКО) реализации образовательных программ, которая также позволит выявить лидеров в каждой предметной области, способных оказывать консультационную помощь менее опытным коллегам.

Вывод по п.1: НСУР позволит реанимировать систему наставничества, что положительно скажется на профессиональном развитии молодых педагогов и педагогов с небольшим стажем работы.

  1.  

Общественная оценка деятельности учителя, включая учет мнения родителей обучающихся и выпускников

При разработке и внедрении ВСОКО в школе всех участников образовательных отношений необходимо сделать субъектами оценки деятельности учителя, что позволит получить «взгляд со стороны» при оценке педагогической деятельности. Проблемой может стать психологическая неготовность педагога к учету мнения родителей и обучающихся, выпускников. Кроме того, мнение указанных участников образовательных отношений может быть некомпетентным. Соответственно, необходимо организовать следующую деятельность:

- методическое обеспечение психолого-педагогической готовности учителя к общественной оценке;

- создание инициативной группы общественности, которая будет входить в число участвующих во ВСОКО в школе; обеспечение системы обучения данной инициативной группы наряду с внутренними экспертами, занимающимися ВСОКО. Кроме того, при разработке критериев и показателей ВСОКО (в данном случае деятельности учителя) важно учесть мнение данной инициативной группы.

Вывод по п.2: НСУР позволит сделать мнение общественности о деятельности учителя официальным и компетентным; обесценить некомпетентные позиции о деятельности учителя, транслируемые в социальных сетях. Данный факт благоприятно отразится на социальном статусе педагога.

  1.  

Показатели внутреннего мониторинга

При подготовке педагога к аттестации большое значение имеет умение собирать и структурировать результаты своих педагогических достижений. Соответственно, необходимо запланировать такие формы методической работы, как портфолио, самопрезентация. Однако наиболее важным будет являться умение педагога вести самомониторинг.

Вывод по п.3: НСУР инициирует стабильное функционирование ВСОКО в школе, отражающей качество работы педагога. Важно обеспечить финансовую поддержку данному направлению, отразить в Положении о Системе оплаты труда критерии и показатели качества деятельности педагога.

  1.  

Профессиональные конкурсы

При разработке Программы профессионального развития педагогов необходимо определить перечень конкурсов 1 уровня, 2 уровня, 3 уровня (по нарастающей). При составлении индивидуальной карты профессионального развития каждый педагог определяет для себя, в каком конкурсе он будет участвовать в течение учебного года (уровень конкурса выбирается в зависимости от опыта и др. факторов). Обязательным является прохождение каждого из уровней. Участие в конкурсах одного и того же уровня возможно не более трех лет.

Вывод по п.4: НСУР инициирует педагогов к самопрезентации, к участию в конкурсах, что позволяет обеспечить постоянный профессиональный рост педагогов.

  1.  

Предметные компетенции

Развитие данных компетенций в школе возможно только через наставничество и самообразование, соответственно, в систему методической работы необходимо включить обязательное повышение предметной (не методической!) компетенции педагогов во внешней среде за счет участия в вебинарах, семинарах, мастер-классах, открытых уроках и т.п. Не реже одного раза в три года обеспечить прохождение педагогами курсов повышения квалификации именно предметного содержания.

Вывод по п.5: На данный момент большое внимание уделяется развитию методической компетентности педагогов. После окончания ВУЗа педагог имеет возможность развивать предметную компетенцию только самостоятельно или в рамках методического объединения (если таковое существует в школе. А как быть тем, кто является единственным предметником в школе?). Введение НСУР в тестирование педагогов вопросов предметного содержания позволит изменить данную ситуацию как внутри школы, так и во внешней среде (возможно, увеличится количество предметных курсов повышения квалификации).

  1.  

Методические компетенции

Данным компетенциям в системе методической работы школы всегда уделялось большое внимание. Однако необходимо акцентировать внимание на таких компетенциях, как «работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии», «работа в условиях реализации программ инклюзивного образования», «работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении». Указанные компетенции до сих пор являются проблемными для многих педагогов.

Вывод по п.6: Введение НСУР позволит расширить перечень методических компетенций педагогов, необходимых для организации эффективной деятельности на уроке.

  1.  

Психолого-педагогические компетенции

Данным компетенциям в системе методической работы уделялось недостаточно внимания в связи с отсутствием у администрации возможности создать условия для их развития. Один школьный психолог не в состоянии обеспечить методическое сопровождение развития психолого-педагогических компетенций педагогов. Самообразованием по данному направлению также занимались от случая к случаю. Соответственно, в Программе профессионального развития педагогов школы данному вопросу необходимо уделить особое внимание. Возможны такие формы работы, как индивидуальные и групповые тренинги, организованные приглашенными специалистами, разбор реальных психолого-педагогических ситуаций; курсы повышения квалификации и др.

Вывод по п.6: Введение НСУР позволит повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов, которая на данный момент является одной из важных составляющих успешной деятельности учителя.

  1.  

Коммуникативные, включая ИКТ-компетенции

На данный момент материально-техническая база МАОУ СОШ № 213 «Открытие» соответствует всем современным требованиям. Соответственно, оперативной целью методической работы является обеспечение эффективного применения МТБ в учебном процессе. Такие формы работы, как практикумы для педагогов, мастер-классы, индивидуальные и групповые консультации позволят обеспечить применение компьютерной, периферийной и иной базы в полном объеме.

Коммуникативные компетенции на данный момент невозможны без общения внутри групп, сетей, электронного документооборота. Данная работа также должна быть оперативно организована, проведено обучение и консультирование как педагогов, так и детей и их родителей.

Вывод по п.8: Введение НСУР инициирует всех участников образовательных отношений к построению системы оперативного обмена информацией, что возможно только с применением ИКТ-технологий.

Итак, Национальная система учительского роста, которая поэтапно будет вводиться в Российской Федерации, может стать стратегическим ориентиром для организации системы методической работы в школе, может обеспечить развитие профессиональных компетентностей педагогов, что, в свою очередь, позитивно отразится в целом на качестве образования.

Что представляет собой национальная система учительского роста?
На сегодняшний день говорить именно о "системе" преждевременно. Целостная модель НСУР ещё не представлена. 
С одной стороны, концепция её формирования неоднократно анонсировалась в публичных докладах представителей Минобрнауки России и Рособрнадзора на различных совещаниях и семинарах. 
С другой стороны, "в сухом остатке" мы имеем пока лишь цикл мультимедийных презентаций, посвящённых обоснованию в популярной форме отдельных возможных элементов будущей системы. 
При этом по мере поступления замечаний и предложений со стороны Общероссийского Профсоюза образования, слайды данных презентаций обновлялись от форума к форуму. Некоторые изначально заявленные в них положения претерпели существенную корректировку, другие – полностью "отпали", третьи – были заменены на альтернативные предложения.

Какие изменения претерпевает НСУР? И против чего возражал Профсоюз?
Совершенно логично, что уже изначально разработка модели НСУР осуществлялась органами исполнительной власти и привлечёнными ими экспертами в той системе координат, которая обозначена в тексте соответствующего поручения Президента Российской Федерации, в котором сформулированы две задачи-минимум: во-первых, установление уровней владения профессиональными компетенциями, во-вторых, – обеспечение подтверждения их результатами аттестации.
В поисках решений в рамках заданных ориентиров Минобрнауки России предложило дифференцировать уровни квалификации учителей посредством установления новых должностей – "старший учитель" и "ведущий учитель". Рособрнадзор, в свою очередь, выдвинул идею использования при аттестации учителей контрольных измерительных материалов – по аналогии с апробированным механизмом проведения им национальных исследований профессиональных компетенций отдельных категорий учителей.
В теории и та, и другая инициативы, безусловно, имеют право на существование. Однако их непродуманная реализация на практике чревата социальными издержками, на которые своевременно обратил внимание Общероссийский Профсоюз образования.
В частности, в первом случае принципиальной позицией Профсоюза является сохранение учителям, занявших должности старших и ведущих учителей (в случае их установления), всех социальных гарантий, предусмотренных в отношении педагогических работников, и, прежде всего, права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Кроме того, большинство учителей, мнение которых изучалось Профсоюзом, высказываются в пользу обеспечения их равного доступа к занятию новых должностей (например, на основе «прозрачных» конкурсных испытаний).
Во втором случае нельзя допустить, чтобы использование КИМов стало "довеском" к уже существующим процедурам проведения аттестации. Профсоюз выступает за прекращение фактического сбора отчётности при аттестации педагогических работников и проведение её посредством реальной оценки их квалификации, которая согласно ТК РФ подразумевает "уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы".
В среднесрочной перспективе наиболее взвешенным подходом представляется наличие альтернативных аттестационных процедур (на выбор самого работника): либо по действующей традиционной схеме оценки результатов профессиональной деятельности, либо – по новым правилам (с условием доступности кодификаторов элементов содержания оценочных материалов), которым предстоит пройти полноценную апробацию и получить ту или иную оценку её эффективности в самом педагогическом сообществе.

Каковы предварительные итоги работы над концепцией НСУР? Приняты ли какие-то официальные документы?
В настоящее время Минобрнауки России продолжает работу над проектом "дорожной карты" формирования НСУР. В частности, уточняется перечень нормативных правовых актов, в которые планируется внести изменения, ведь решение некоторых обсуждаемых задач относится к компетенции других ведомств. Остаётся открытым и вопрос о целесообразности внесения изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части регулирования проведения аттестации. Итоговую версию "дорожной карты" (в случае её согласования заинтересованными сторонами) планируется утвердить распоряжением Правительства Российской Федерации.

Сколько ведущих и старших учителей (если таковые должности появятся) будут работать в каждой школе?
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" установление штатного расписания относится к компетенции образовательной организации. Следовательно, в каждой конкретной школе может быть разное количество соответствующих штатных единиц. При этом на федеральном уровне могут быть разработаны рекомендации по установлению штатной численности старших и ведущих учителей. Однако, если требование об их наличии не будет закреплено во ФГОСах общего образования в качестве кадрового условия их реализации, то в отдельно взятой школе таких должностей может не оказаться вовсе, и это не будет являться нарушением.

Каковы будут требования к лицам, претендующим на новые должности?
Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
На сегодняшний день квалификационные требования к лицам, претендующим на должности старших и ведущих учителей, остаются предметом острой профессиональной дискуссии.

Какие должностные обязанности предполагается возложить на ведущих и старших учителей?
В процессе разработки концепции НСУР представителями Минобрнауки России и привлечёнными им экспертами высказывались самые разные предложения на этот счёт. Последняя версия, представленная в рамках "модели дифференциации уровней владения профессиональными компетенциями для педагогических работников", предполагает, что трудовая функция старших учителей будет включать проектирование образовательной программы, а ведущих учителей – также координацию профессиональной деятельности учителей и старших учителей. Как видно из замечаний, опубликованных учителями на Интернет-сайте, где проходит обсуждение, предложенный вариант содержит, по их мнению, риски фактического распространения на старших и ведущих учителей функционала администрации школы и роста бюрократической отчётности.
Стоит отметить, что на основании Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" конкретные должностные обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями. При этом их разработка осуществляется не произвольно, а на основе квалификационных характеристик соответствующих должностей, установленных Единым квалификационным справочником. Между тем, вопрос о внесении изменений в ЕКС (в случае установления новых должностей) почему-то не вынесен на повестку обсуждения.
С 1 сентября 2019 г. профстандарт "Педагог" также может применяться работодателями при заключении трудовых договоров и разработке должностных инструкций. Однако согласно ТК РФ обязательными для применения профессиональные стандарты являются лишь в части требований к квалификации.

Будет ли "аудиторная" нагрузка старших и ведущих учителей ниже, чем у обычных учителей?
Такой вопрос действительно стоит на повестке обсуждения, и ответ на него (в случае установления новых должностей) должен быть дан в проекте внесения изменений в приказ Минобрнауки России "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников […]", который подлежит согласованию с Общероссийским Профсоюзом образования. Объективная сложность сугубо административного решения вопроса об установлении старшим и ведущим учителям сокращённой (по сравнению с учителями) нормы часов – к примеру, 9 или иного количества часов в неделю – связано с действующими требованиями о проведении непосредственной педагогической работы с детьми в объёме не менее 18 часов в неделю за ставку заработной платы для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

На сколько в денежном выражении будут отличаться зарплаты ведущего учителя, старшего учителя и "обычного" учителя?
Как известно, большинство учителей работают в муниципальных учреждениях. В свою очередь, Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений.


Между тем, Профсоюз настаивает на включение в проект "дорожной карты" формирования НСУР такого мероприятия, как разработка на федеральном уровне рекомендаций по оплате труда учителей, старших учителей и ведущих учителей, направленных на существенное увеличение размеров оплаты труда соответствующих категорий педагогических работников по мере роста их профессионального уровня.

 

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
<
Ссылки
<
Сетевичок рекомендует