Суббота, 27.04.2024, 13:18
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Лузинская СОШ №1"

Электронная приёмная
Сведения об образовательной организации
Прием в 1 класс
Ученикам

Родителям детей с ОВЗ

ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Особенности организации профессиональной ориентации с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Какие факторы необходимо учитывать при организации профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими особенности здоровья?

Традиционно при организации профориентационной работы с детьми и подростками учитывают следующие факторы:

  • информированность о профессиях, особенностях профессиональной деятельности;
  • интересы, мотивы обучающегося для дальнейшего выбора профессии;
  • позиция родителей;
  • влияние референтной группы;
  • влияние средств массовой информации;

Но для лиц с особыми образовательными потребностями перечень значимых факторов значительно шире. К ним можно добавить следующие:

  • учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
  • психофизические особенности развития ребенка;
  • необходимость создания специальных условий;
  • необходимость соблюдения медицинских рекомендаций;
  • формирование толерантного отношения к лицам указанной категории;
  • необходимость привлечения специалистов сопровождения на различных этапах;
  • более широкая информированность о вариантах профессиональной деятельности, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям и психофизическим возможностям.

Таким образом, можно подчеркнуть, что профессиональная ориентация лиц с ОВЗ – это и система мероприятий: медицинских и психофизиологических; социально–педагогических; психолого-педагогических; организационно-управленческих; социально-экономических; общественно- социальных.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что процесс профессиональной ориентации и самоопределения особого ребенка будет иметь положительный результат, если родители примут активную роль в процессе проектирования и организации этой деятельности, в том числе с учетом привлечения широкого круга специалистов.

Какие направления профориентационной работы с  детьми, имеющими инвалидность и овз, будут актуальны?

В профессиональной ориентации детей с ограничениями жизнедеятельности и инвалидностью используются следующие направления работы:

  • профессиональное просвещение (профинформация и профпропаганда);
  • профессиография;
  • профессиональная диагностика;
  • профессиональная консультация;
  • профессиональный отбор (подбор);
  • профессиональная адаптация.

Профессиональное просвещение – это информирование о существующих профессиях, о потребностях рынка труда, а также о требованиях предъявляемых к профессиям, об условиях труда, о способах и путях получения выбранной профессии, о значимости профессиий, об оплате труда и т.д.

Профпропаганда – это направление профориентации, которое направлено на формирование интереса к определённым профессиям, которые востребованы на рынке труда, на разъяснение престижности профессий.

Профдиагностика направлена на изучение индивидуальных способностей, потребностей, возможностей лиц с нарушениями развития. Данное направление реализуется на всех этапах проведения профориентации.

Профессиография – это технология изучения требований, которые предъявляет профессия к человеку, к особенностям его психофизического развития, способностям, возможностям, знаниям, умениям, навыкам, необходимым для овладения профессией.

Профконсультация – это помощь в оценке возможностей овладения профессией, которая наиболее полно развивает способности лиц с ограничением жизнедеятельности с учетом их психофизических возможностей в ходе организованного взаимодействия и сотрудничества.

Профессиональный отбор представляет собой прогностическую процедуру отбора лиц, профессионально пригодных к определенному виду деятельности (профессии, специальности). Профессиональная пригодность – соответствие данных личности требованиям выбираемой профессии.

Профессиональная пригодность характеризует возможности человека по овладению какой–либо профессиональной деятельностью. Она определяется такими критериями, как успешность овладения профессией и степень удовлетворенности человека своим трудом.

Профессиональная адаптация – процесс приспособления личности к особенностям выбранной профессии, условиям рынка труда, новому социальному окружению, трудовому коллективу, к производству. Успешность адаптации является критерием правильного, обоснованного выбора профессии.

Рассмотренные направления работы тесно взаимосвязаны, находятся во взаимосвязи и дополняют друг друга, образуя определенную структуру, в рамках которой строится профориентационная работа.

Какие типичные трудности и ошибки существуют при выборе профессии молодыми людьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья?

Безусловно, при выборе профессии, обучающиеся с нарушениями в развитии, родители (законные представители),специалисты, которые осуществляют данную работу, сталкиваются с трудностями, а также в ходе работы допускают ряд типичных ошибок по различным причинам. Рассмотрим некоторые из них.

  • Очень часто и обучающиеся и их родители используют непроверенные источники информации о профессиях и неправильно их применяют. Родителям и педагогам необходимо пользоваться официальными источниками информации, разработанных на основе современных нормативных документов и расположенных на официальных порталах и сайтах организаций, имеющих официальный статус или лицензию на организацию профориентационной деятельности. (В данном пособии краткий список таких источников представлен).
  • Обучающиеся с ОВЗ, в связи с имеющими нарушениями развития не всегда умеют выделять главное, важное в полученной информации, а также ее систематизировать. Здесь, безусловно, нужна помощь родителей и педагогов.
  • У многих преобладает эмоциональный компонент в ходе выбора профессии без учета имеющихся ограничений в жизнедеятельности. Выбор основывается с позиций: «хочу», «мне нравится». В этой ситуации родителям и детям следует самостоятельно или с помощью специалистов проанализировать мотивы и возможности выбора той или иной профессии с учетом состояния здоровья либо ограничений в жизнедеятельности, а также требования к специалистам в этой профессии.
  • Довольно часто на практике мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда обучающиеся с ОВЗ и их родители переоценивают или недооценивают свои индивидуально-психологические особенности при выборе профессии.

Большинство лиц с нарушениями развития также неправильно понимают свои способности. В этой ситуации важны консультации психологов, основанные на персональной диагностике обучающихся.

  • Есть ситуации, когда молодые люди выбирают профессии «за компанию», «престижные профессии» или «на основе симпатии к тем или иным личностным, непрофессиональным качествам представителей определенной профессии». Но при этом данный выбор не соответствует здоровью и условиям труда в будущей профессии. Рекомендация в этом случае одна: взвешенно, продуманно, осознанно принимать решения о выборе профессии, задуматься     о возможностях развития своих профессиональных качеств, о путях и способах освоения профессии.
  • Очень часто лица с ОВЗ и их родители прислушиваются и подчиняются чужому, зачастую мнению дилетантов при выборе профессии, а не мнению профессионалов, которые рекомендуют им данную профессию с учетом имеющихся у них проблем и возможностей. Здесь важно отметить, что, во-первых, существует перечень рекомендуемых профессий для каждой нозологии, с которыми можно познакомиться на официальных сайтах образовательных организаций и специализированных центров, а во-вторых, родители обучающихся могут обратиться в ПМПК за получением подробных рекомендаций по обучающим программам и показанным видам деятельности, включая профессиональную.

Примечание. ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия.

Основной задачей этой комиссии является постановка/снятие диагноза, определение дальнейшей образовательной программы для детей с ОВЗ, а также получении новых рекомендаций в связи с ухудшением состояния здоровья либо ограничений в жизнедеятельности.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Совет 1. Очень важно находить время для общения с ребенком по душам, только так Вы можете узнать о его мечтах, планах, интересах. При этом важна ваша искренняя заинтересованность. Важно не навязывать свое мнение, а вести диалог, помогать подготовиться к выбору профессии осознанно.

Совет 2. Детям важен опыт своих родителей или знакомых ему людей. Расскажите, как выбирали свою профессию, чем при этом руководствовались, кто помогал в этом.

Совет 3. Не отговаривайте и не принимайте категоричные решения. Действуйте конструктивно, приводите аргументы. Взвешивайте все «за» и

«против». Объясняйте ребенку, что ответственность за выбор принадлежит ему. Учитывайте при выборе потребность рынка профессий.

Совет  4. Не навязывайте свою точку зрения. Помогите ребенку  проанализировать ситуации выбора на основе учета внутренних резервов (способностей, знаний), состояния здоровья, личностных качеств,      внешних факторов. Будущая профессия должна быть не только хорошо оплачиваемой, но и морально удовлетворять.

Совет 5. Посещайте Дни открытых дверей вместе со своими детьми в учреждениях профессионального образования (не важно, ссуз это или вуз).   Даты проведения Дней открытых дверей, в эпоху интернета, можете найти на сайтах данных образовательных учреждений.

Совет  6. Посещайте экскурсии, организованные предприятиями. В данном случае вам и вашему ребенку расскажу непосредственно на живом примере кто, как работает и в каких условия. Иногда бывает лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать и прочесть. В данном случае можете найти данную информацию также на сайтах предприятий, дополнительно позвонив на предприятие и записавшись туда. Школьным психологам можно договориться о групповой экскурсии, что намного проще – привезти определенную группу, в определенный день и время.

Совет 7. Навестите с ребенком профконсультанта и пройдите с ребенком психологическую диагностику и с целью определения качеств         личности ребенка, его особенностей, склонностей, профессиональных предпочтений.

Специалистов, которые занимаются данной работой можно найти в Центрах занятости, Психологических центрах и службах, а также можно обратится к школьному психологу.

Совет 8. Станьте вместе с ребенком частым гостем на мероприятиях, проводимых Центром занятости населения, Школой, Психологическими центрами.

Совет   9. Систематически интересуйтесь рынком труда вместе с ребенком:  какие профессии наиболее востребованы, где они востребованы (город, регион, страна), оплатой труда. Данную информацию вы можете получить в Центрах       занятости и на сайтах поиска работы.

Совет 10. Обсуждая будущую профессию не зацикливайтесь на одном варианте,   рассматривайте разные, чтобы у ребенка был выбор.

Совет   11. Помните, что самая главная ценность – здоровье и благополучие ребенка. А это возможно лишь тогда, когда требования, предъявляемые к ребенку, соответствуют его способностям и возможностям.

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Организация питания
Год педагога и наставника
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
<
Ссылки
<
Сетевичок рекомендует